#Соликамск, Пермский край
В Соликамске работал настоящий архитектор "Баухауза" Филипп Тольцинер. Сын ремесленника (занимвшегося плетёной мебелью) из Мюнхена, он приехал в СССР в 1931 году в составе бригады "Рот-Фронт". Так называла себя группа из 7 молодых (23-28 лет) архитекторов "Баухауза", которых увлёк за собой его бывший директор, швейцарец-социалист Ханнес Мейер.
Но к тому времени русско-немецкая архитектурная дружба кончилась: вскоре фашисты закрыли "Баухауз", а коммунисты всё меньше жаловали конструктивизм. Большинство проектов "Рот-Фронта" не пошло дальше конкурсов, и кажется нигде, даже в завершённых соцгородах типа Орска, свой замысел "рот-фронтовцы" не смогли воплотить целиком.
Для СССР они были в первую очередь немцы, которым продолжавшие ухудшаться отношения с Германией не сулили ничего хорошего... Швейцарцы Ханнес Мейер и Рене Менш уехали сами, немец Конрад Пюшель и венгр Тибор Вайнер были высланы, а решившие остаться Филипп Тольцинер и Клаус Мойман, чех Антонин Урбан и также выросший в Германии минский еврей Бела Шеффлер (проектировавший, между прочим, "Уралмаш") вскоре действительно пошли под арест как немецкие шпионы. Кого-то из них расстреляли, кто-то сгинул в лагерях, и лишь Тольцинер, арестованный в 1938 году, каким-то чудом выжил. В Соликамск он попал как заключённый "Усольлага", и вскоре на лесоповале обморозил пальцы. В медсанчасть в это самое время присланный из больших городов стоматолог требовал от главврача обеспечить его медицинским креслом. Как выпускник великой школы дизайна и сын мастера-мебельщика, Тольцинер соорудил отличное кресло из подручных материалов, и благодарный дантист, леча зуб какому-нибудь начальнику, замолвил за немца словечко. Из медсанчасти Тольцинер отправился не на лесоповал, а в лагерную контору.
Кажется, ничего из спроектированных им здесь деревянных построек не сохранилось, но став почти свободным человеком (он имел право в любое время покидать лагерь), Тольцинер проникся красотой обветшалых соликамских храмов и этот холодный город по-настоящему полюбил. Освободившись в 1947 году, он понял, что здесь у него остались друзья и незавершённые проекты, и первый год по освобождении продолжал жить в лагере, а в Соликамске остался до конца своих дней. Теперь делом его жизни стала реставрация, и нынешний облик соликамских храмов - во многом заслуга попавшего сюда не по своей воле немца.
Тольцинер прожил долгую жизнь, с 1970-х годов неоднократно бывал в Германии, но так и не решился туда вернуться, и умер уважаемым человеком в 1996 году.
© Илья Буяновский
